Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях профессионально-технического образования.
Задачи, направленные на достижение поставленной цели:
- разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
- осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
- создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
- создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
- формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
- повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.
Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:
- системности – инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
- комплексности – инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
- доступности – инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития;
- вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, – инклюзивное образование требует индивидуализации образовательного процесса;
- толерантности – инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.
При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях профессионально-технического образования создается адаптивная образовательная среда, в которой лица с особенностями психофизического развития могут освоить содержание соответствующих образовательных программ (профессионально-технического образования) с учетом особенностей их психофизического развития и при отсутствии медицинских противопоказаний к освоению и работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации.
В учреждениях профессионально-технического образования обучающимся с особенностями психофизического развития оказывается психологическая, педагогическая (коррекционная), техническая помощь.
С целью создания благоприятных условий для профессионального обучения и включения в социум лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического образования организуется их психолого-педагогическое сопровождение.